Цели работы психолога, осуществляющего фундаментальные исследования – это описание, объяснение и прогнозирование поведения, а также управление поведением. Психолог решает еще пятую цель — улучшение качества жизни человека. Эти цели являются основой любых психологических исследований. Каким образом реализовать каждую из них?
В психологии первоочередной задачей является тщательное наблюдение за поведением. Главное — собирать такие факты, какие они есть, а не то, что мы ожидаем, или, что надеемся сказать лично. Соблюдение этого правила кажется легким, потому что каждый наблюдатель имеет свои личные наклонности, предрассудки и ожидания, однако трудно оградить себя от влияния субъективных факторов, которые искажают данные.
Поиск взаимосвязей
Поведенческие данные — это отчеты о наблюдениях в поведении организмов и условий, в которых это поведение происходит. Специфическое поведение, которое наблюдается и измеряется, известно как реакция. Реакция вызывает определенный фактор, называемый стимулом.
Представьте себе, например, что вы собрали поведенческие данные в отношении определенного ребенка, и вам удалось заметить, что ребенок проявляет определенную реакцию, а именно плач на раздражитель в виде громкого звука.
Некоторые стимулы возникают во внешней среде как источники физической энергии и их обнаруживают наши сенсорные рецепторы, которые реагируют на них. Другие стимулы, такие как гормональные изменения, мысли, творческие и сексуальные фантазии, исходят изнутри организма.
Стимулы и реакции
Психологи ищут постоянные, определенные отношения между стимулами и реакциями — например, между уровнем шума или навыками обучения. Они также ищут взаимосвязи между наборами определенных реакций, таких как личностная черта, называемая щедростью и поддержка благотворительных организации.
Психологи идентифицируют и изучают эти отношения, чтобы узнать что-то о мимике лица или движений тела или о скрытом процессе, который вызывает реакции, либо, связывает их со стимулами. Зачастую также, в результате нашего предыдущего опыта, мы часто видим в полученных данных то, что мы ожидаем увидеть.
Обратите внимание на то, как ожидания, происходящие от стереотипов (относится к лицам противоположного пола) влияют на то, как американские родители воспринимают своих детей. Когда родители новорожденного ребенка попросили описать своих детей, они давали очень разные описания в зависимости от пола ребенка.
По сравнению с сыновьями, дочери оценивались как более нежные, слабые и неуклюжие. Затем проводились объективные измерения веса и длины тела этих детей, их состояния здоровья и других особенностей, связанных с субъективными описаниями. По этим объективным критериям не было реальных различий между мальчиками и девочками.
Дискриминация
Многие результаты, полученные в исследованиях искажения реальности, вызванные сексизмом (т. е. дискриминацией по признаку пола) подтверждаются также в исследованиях над расистскими искажениями действительности.
Мы находим различные способы исказить то, что делают другие, чтобы соответствовать их действиям в наших убеждениях и предубеждениях. Студенты колледжа смотрели на видеомагнитофоне видео с изображением двух мужчин, работающих над какой-то задачей. Этот фильм прерывается после сцены, в которой один из мужчин толкнул второго.
Большинство опрошенных, которые видели, как белый человек толкнул чернокожего, определили это толчок, как «шуточный» или «постановочный». Идентичное действие было определено как «грубое» или «агрессивное» большинством испытуемых, которые смотрели второй фильм, где уже наоборот чернокожий толкнул белого человека.
Даже профессиональные наблюдатели могут стать жертвой этой склонности, позволяющей сделать свои собственные взгляды недействительными. Однако есть две процедуры, помогающие им сохранять объективность.
- Первая из них требует, что наблюдения следует проводить в тщательно контролируемых и четко определенных условиях, так, чтобы другие исследователи могли воссоздать условия эксперимента.
- Вторая требует строгих, четких определений реакций и стимулов, чтобы поведенческие данные описывались, измерялись и сообщались последовательно.
Этот метод также позволяет независимым наблюдатели повторять эксперимент, что создает общую основу для понимания полученных результатов. Если описывать события объективно, то не все так просто, как можно судить.
Интересно, как бы вы описали то, что можете видеть только по фотографии? В объективном описании вы бы включили жесты, слова, лица, предметы, людей и выполняемые действия. Однако если вы говорите, что человек проявляет гнев, страх, высокомерие или застенчивость, вы имеете ввиду внутренние состояние, а не просто описываете поведение, которое видите.
Ваше описание поведения, ваши данные также могут касаться только особенностей и внешних событий. В объективном описании главное не делать выводов о качествах и атрибутах, которые вы не можете наблюдать непосредственно.
Прогнозирование
Во многих областях психологии главная цель — поиск закономерности в поведенческих процессах и психическом здоровье. Психологи хотят понять, как работает само поведение. Почему мы смеемся над ситуациями, которые не подтверждают наши ожидания? Какие обстоятельства могут привести кого-то к попытке самоубийства или совершению изнасилования?
Понимание такого поведения состоит в определении того, как определенные стимулы вызывают наблюдаемые реакции и на выявлении связей между ними. Например, психологи могут исследовать связь между депрессией, отсутствием социальной опоры и суицидом. Иногда понимание — это результат тщательного наблюдения множества различных причин какого-то явления.
Мастер детективов, Шерлок Холмс, достиг результатов раскрытия преступлений на основе обрывков улик, а Зигмунд Фрейд блестяще объяснил иррациональное поведение, после тщательного наблюдения многих деталей в их поведенческом контексте. Правильные объяснения также могут быть результатом исследований, в которых систематически оцениваются альтернативные взгляды на какое-то психическое явление.
Например, психологи могут исследовать условия, где награждение приводит к положительным изменениям в обучении, но также имеет и отрицательное влияние на обучение. Однако нет лучшего пути к пониманию, чем когда на основе знаний наше воображение творчески синтезирует то, что известно, с тем, что еще мы не знаем.
Выводы исследований
Хорошо обученный психолог может объяснить собранные наблюдения, используя свое знание человеческих переживаний и знание того, что обнаружили другие исследователи, которые занимались данным феноменом. Исследователи делают вывод о логической или рациональной оценке не на основе непосредственного наблюдения, а на основе существования процесса, который происходит внутри организма. Этот процесс помогает сделать наблюдаемое поведение более понятным.
Предполагается, что внутренние, невидимые состояния или процессы функционируют внутри организма. Эти переменные могут быть физиологическими состояниями, такими как голод, или психическими процессами, такими, как страх или творчество.
Множество психологических исследований имеет цель определить, какие из нескольких исследований, лучше всего поясняет образец поведения. Хотя некоторые психологи считают, что выяснение отношений главная цель их дисциплины, другие утверждают, что в психологических исследованиях следует продвигаться дальше и предвидеть, в каких условиях данные поведение появится или изменится.
Другие утверждают, что нельзя быть уверенным, что данное объяснение является правильным, если невозможно использовать его, чтобы предсказать, что приведет к изменению поведения. Когда они выдвигают различные объяснения, они оцениваются на основе того, в какой степени обеспечиваются точные и ясные предсказания. Потому что наше благополучие и даже выживание зависит от точных прогнозов ситуаций, которые могут быть как опасны, так и полезны.
Одна из форм прогнозирования основывается на пророчествах, как астрология или откровения людей, наделенных якобы особыми способностями, именуемыми гадалками или ведьмами.
Когда, однако, предсказатели такого типа оценивается с помощью статистического анализа, оказывается то, что они так же точны, как гадать по принципу случая «пальцем в небо». Конечно, неоднократно не удается продемонстрировать правдивость или ложность таких предсказаний, потому что они выражаются в расплывчатой и неясной манере.
Прогнозирования исследований должны быть так сформулированы, чтобы их можно было проверить и отвергнуть, если они не найдут подтверждения в материале доказательств. Научное прогнозирование основано на знании о том, каким образом явления связаны друг с другом, а, следовательно, и на приведение механизмов, соединяющих эти явления. Таким образом, научные предсказания могут объяснить изменения ситуации.
Исследование прошлого
Более распространенная форма предсказания, чем гадание это приложение к будущим ситуациям знаний о прежних реакций или событий. Знание о том, как люди вели себя в прошлом, если их поведение было постоянным, является хорошим фактом, указывающим, как по-прежнему они будут вести себя в будущем. Часто лучший источник предсказания поведения в будущей ситуации является информация о поведении людей, которые оказывались в этой ситуации раньше.
Знание определяется как прогнозирование по базовому указателю. Базовый индикатор — это мера статистики, которая выражает нормальную частоту или вероятность события. Когда вы пытаетесь предсказать, что, вероятно, вы сделаете в какой-то новой ситуации, лучший прогноз будет базовый указатель.
Например, что бы ты сделал, если кто-то, обладающий авторитетом, порекомендовал вам применить сильный электрический шок симпатичному мужчине среднего возраста? Потому что, вероятно, вы никогда не были в такой ситуации, вы не можете быть уверены, что бы вы сделали.
Однако предположим, это доказывает, что в каком-то эксперименте, в котором действительно происходила такая ситуация, две трети участников слепо подчинялись этим рекомендациям. Каковы сейчас ваши прогнозы по поводу собственного поведения?
Хотя, возможно, у вас нет желания согласиться с этим, вероятно, вы бы отреагировали на особое давление, которое произошло в этой ситуации точно так же, как и большинство. Поскольку в этом случае вы не можете предвидеть свое поведение на основе предыдущего опыта, лучшим показателем является базовый индекс.
Страховые компании, специализируемые по автокатастрофам, используют статистическую вероятность при формулировании прогнозов, настолько вероятно, что люди, принадлежащие к определенной группе возраста, будут иметь несчастный случай.
Персонал, занимающийся приемом кандидатов в училище, анализируя результаты, полученные ими в тестах школьников, применяют статистические данные для прогнозирования их достижений в вузе. Статистика также полезна в исследованиях общественного мнения для предсказания результатов выборов.
Прогнозирование в психологии, как правило, учитывают также тот факт, что в большинстве случаев на поведение влияет сочетание различных факторов. Некоторые факторы, такие как генетика, мотивация, уровень интеллекта или самооценка, работают внутри блока. Эти внутренние поведенческие детерминанты называются организмическими переменными. В отношении людей они определяются как внутренние переменные. Некоторые факторы воздействуют, однако, и снаружи.
Предположим, например, что кто-то начинает принимать наркотики из-за давления со стороны членов своего окружения, что ребенок пытается выполнять требования учителя, чтобы получить награду или что водитель, который застрял в пробке, становится разочарованным, и враждебно относятся к другим. На это поведение сильно влияют события, происходящие вне данного лица. Внешнее влияние на поведение известно как изменение окружающей среды.
Управление поведением
Для многих психологов самая важная, главная цель — это направление поведения. В эффективность причинного объяснения поведения можно убедиться, если мы сможем создать условия, при которых можно управлять поведением.
Рассмотрим пример курения. Оно является основным фактор риска для сердечных заболеваний, рака и других заболеваний. Как курильщик, который хочет жить долго и в добром здравии берет на себя задачу, заключающуюся в отказе от курения? Анкетирование показывают, что большинство взрослых курильщиков в мире хотели бы бросить курение и что многие пытались, но им не удалось расстаться с вредной привычкой.
Страдают ли они от отсутствие «силы воли»? Или никотин вызывает настолько сильное привыкание, что его отмена – это достаточно неприятно, чтобы преодолеть лучшие намерения бросить курить?
Считается, что курение является сложным поведением, управляемым через оральное удовлетворение и эффекты воздействия никотина. Однако сам процесс курения сформирован как приятным опытом от просмотра рекламы курения в средствах массовой информации. Таким образом, вы должны определить каждый фактор, способствующий курению для того, чтобы человек мог преодолеть эту зависимость.
Способность управлять поведением важна также потому, что дает психологу меры, помогающие людям улучшить их качество жизни. В этом плане психологи уверены, что почти каждую нежелательную модель поведения можно изменить с помощью соответствующего вмешательства.
Такие попытки управления занимают центральное место во всех программах психологической терапии. Однако когда кто-то пытается направить поведение другого человека, могут возникнуть серьезные этические проблемы.
Не так давно психотерапевты пытались «лечить» гомосексуалистов с их предполагаемой болезнью, применяя крайнюю форму инверсионной модификации поведения. Прекращено это «лечение», когда принятое в науке определение гомосексуализма изменили с «сексуального извращения» на «предпочтение сексуальной ориентации».
Интересен тот факт, что понимание, а не ориентация, является основной целью большинства психологов во многих азиатских и африканских странах.
Улучшение качества жизни
Множество открытий, сделанных психологией, находят применение в решении человеческих проблем. Использование проходят таким образом, чтобы улучшить качество человеческой жизни и помочь обществу в более эффективном функционировании, это конечная цель психологии. Психология обогащает жизнь, модифицируя фундаментальные идеи и взгляды.
Например, учителя в настоящее время регулярно используют поощрения и стимулы, а не штрафы в мотивации своих учеников. По сути дела принцип усиления для выработки желательного поведения происходит из лабораторных исследований обучения животных!
Сегодня родители чаще прикасаются к своим детям, подвергая их большей интеллектуальной стимуляции и большему поощрению к веселью и шуткам, чем родители в предыдущих поколениях. Долгосрочные положительные эффекты такого способа выполнения родительских функций были работой психологов, ведущих исследования развития человека.
Психологи и социальные ученые сформулировали законы динамики групп, которые изобретены на основе успеха японской промышленности. Японский рабочий завод запланирован таким образом, чтобы учитывать чувство собственного достоинства работников, потребность участвовать в принятии решений вместе с руководством и потребность быть гордым владельцем продуктов своей работы, и это было достигнуто.
По иронии судьбы, японцы в настоящее время приносят эти идеи в американские предприятия, которые традиционно были организованы по модели упора на достижения личности.
Что делают психологи: задачи, рабочие места, профессиональные роли
Каково ваше представление о типичном психологе? Какой работу выполняют психологи, и в каких условиях ее делают? По аналогии, что вы видели в телевизоре или читали в прессе, вы можете представить себе врача, который работает в своем частном кабинете, обслуживая больных с психическими проблемами. Вы можете назвать его психиатром, психоаналитиком или психотерапевтом. Однако спектр задач, которыми занимаются психологи, далеко выходит за терапию.
Их профессиональные роли в окружающей среде, в которой они работают, весьма разнообразны. В этом подразделе мы кратко опишем области психологической специализации. Сначала необходимо выполнить некоторые основные различие.
- Психиатры. Психиатры являются врачами, иногда они имеют научную степень и представляют одну из медицинских специальностей. Они занимаются в первую очередь лечением людей, страдающих психическими заболеваниями, и работают в клиниках, психиатрических больницах или проводят частную практику. Среди многих специалистов, помогающим людям с психическими проблемами только психиатры могут выписывать лекарства или назначать лечение физико-биологическими методами.
- Частные психологи. Психологи, практикующие в частном порядке, в основном лечат пациентов в своих кабинетах или предлагают свои услуги как частные консультанты для различных клиентов, таких как юридические фирмы или маркетинговые и рекламные агентства.
- Психологи-иследователи. Исследователи заинтересованы в том, как наследственность способствует возникновению различных модели поведения и психического функционирования. Работают также в области поведенческой генетики.
- Экспериментальные психологи. Экспериментальные психологи сегодня работают как с людьми, так и с животными, проводя с ними лабораторные исследования в надежде сформулировать общие законы психологии, относительно не только одного вида. Термин «экспериментальный», применимый в этом смысле уже устарел в настоящее время и относится для всех исследователей, которые используют экспериментальные методы, а не методы, основанные на наблюдения и интуиции.
- Когнитивные психологи. В отличие от традиционных экспериментальных психологов, когнитивные психологи интересуются в основном организмическими факторами, т. е. действующими внутри организма, а не стимулами. Исследования познавательных психологов сосредоточены на таких процессах, как запоминание и забывание, мышление и общение, оценивание и принятие решений, рассуждения и устранение проблем.
- Психологи развития. Каким образом развитие человека меняется с течением жизни? — Это вопрос, которым занимаются специалисты в области психологии развития. Психолог развития фокусируется на том, как меняется функционирование человека, выделяя факторы, которые формируют поведение от рождения, через детство, зрелый и пожилой возраст.
- Психологи личности. Какие отличительные особенности являются причиной индивидуальных различий в образе реагирование людей на ту же ситуацию стимула? Ответы на такие вопросы являются прерогативой психологов личности, которые используют психологические тесты для оценки конкретных характеристик индивидуальности. Эти психологи также формулируют теории, касающиеся происхождения личности и определяют факторы, которые влияют на ее развитие.
- Социальные психологи. Конформизм, подчинение, убеждение, агрессия и альтруизм — это только некоторые из тем, которыми занимаются социальные психологи. Они выясняют, какое влияние ситуационные переменные оказывают на поведение человека.
- Психологи труда и организации. Предметом особого интереса психологов труда и организации являются отношения между людьми и их работой. Они занимаются решением проблем, касающихся отбора работников, их морального духа, производительности, реорганизации рабочих мест, эффективности управления и стрессов на работе. Отдел промышленной психологии исследует взаимодействие между сотрудником, машинами и окружающей рабочей средой.
- Психологи, занимающиеся человеческим фактором. Они изучают, каким образом такие устройства как компьютеры, можно сделать «дружественными для пользователя», а также, как конструировать кабину пилотов и распределительные панели автомобилей, чтобы люди могли их обслуживать оптимально эффективным образом.
- Психологи воспитания. Психологи воспитания изучают, как улучшить все аспекты процесса обучения. Психологи помогут в разработке школьных программ, программ подготовки преподавателей и программ ухода за детьми.
- Психологи здоровья. Психологи, специальность которых — психология здоровья, сотрудничают с врачами в исследованиях, направленных на понимание того, как различные стили жизни влияют на физическое здоровье и как бороться со стрессами.
- Судебные психологи. Данные психологи используют психологические знания для человеческих проблем в области соблюдения закона. Могут работать для суда, устанавливая умственную вменяемость обвиняемых, оказывают консультации заключенным в рамках реабилитационных программ, помогают юристам при подборе присяжных или в таких проблемах, как достоверность показаний очевидцев.
- Спортивные психологи. Спортивные психологи анализируют результаты спортсменов и используют знания в мотивации когнитивных и поведенческих процессов. Они учат их, как достичь высших результатов в спорте.
Изменились ли ваши представления о психологах? Психологи занимаются исследованием, модификацией, профилактикой или улучшением практически любого типа деятельности человека и играют важную роль в жизни нашего общества.
Добавить комментарий
В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.