Фрейд создал новую теорию, но именно ряд его последователей обогатили и расширили ее. Одним из них, наиболее известным, является Карл Юнг. Юнг создал свою психологическую теорию, путем переработки психоанализа, смешения его с философией, религией, археологией, теологией и другими науками. В совокупности с трудным авторским стилем это делает теорию Юнга наиболее сложной для понимания.
Отличия от теории Фрейда
Самым коренным отличием психоанализа Юнга является отрицание наличия в бессознательном только подавленных сексуальных и агрессивных желаний. По Юнгу бессознательное намного глубже и богаче. В нем отражается весь врожденный эмпирический материал, накопленный человечеством в виде особых образов или архетипов.
Кроме разных трактовок бессознательного Юнг и Фрейд имеют различные точки зрения по поводу либидо. Фрейд делал акцент только на половую энергию, Юнг же говорил, что либидо – совокупность всех жизненных сил индивида. Таким образом, мозг перестал быть простым приложением к половым инстинктам, а стал полноправным участником, вносящим свои поправки в личность.
Подробнее о теории Юнга
Юнг разработал свою структуру личности или души: личное бессознательное, коллективное бессознательное и эго. Эго – осознаваемая часть личности, мысли, ощущения и переживания индивида. Личное бессознательное включает в себя вытесненные ощущения и переживания, в этом есть сходство с трактовкой Фрейда.
Однако Юнг выделяет в личном бессознательном скопления мыслей, заряженных энергией. Их он назвал комплексами. Комплексы способны оказывать сильное влияние на поведение личности, расходовать его энергию на предметы или явления, лежащие в основе комплекса.
Несмотря на это, комплексы можно осознавать и бороться с их пагубным влиянием. Коллективное бессознательное содержит память об общем эмоциональном прошлом наших предков. Оно формируется благодаря наследственности генов и имеет одинаковое наполнение для всего человечества.
Одним из наиболее известных исследований Юнга являются жизненные установки индивида, а именно экстраверсия и интроверсия. Основу первой составляет ориентация на окружающий мир, легкое общение индивида с другими. Интроверт ориентирован напротив, внутрь себя, в связи с этим возникает некоторая стесненность в общении.
Архетипы Юнга
В теории Юнга коллективное бессознательное – массив информации, доставшийся по наследству от предков. Информация, представленная в нем, находится в виде первичных образов или архетипов. Архетипы представляют собой врожденные мысли и идеи, общие для всех людей. Именно это свойство архетипов заставляет людей реагировать на определенные ситуации похожим образом.
Наиболее часто встречающиеся архетипы нашего сознания – это анима, анимус, мудрец, тень, маска, самость:
- Анима – это женские черты в бессознательном мужчины.
- Анимус – мужские черты в женщине.
- Тень подразумевает под собой противоположные сознанию импульсы и мысли. стремления, которые тщательно подавляются личностью.
- Маска обозначает социальные роли, которые примеряет на себя человек.
- Самость регулирует импульсы личности, пытается привести ее к гармонии.
- Мудрец воплощает в себе ум.
Каждому из архетипов соответствует свой символ. Так, например, для анимы – это Дева Мария, Мона Лиза, для тени – сатана, для мудреца — пророк и т.д.
Анима и Анимус
Особую роль в теории Юнг уделяет архетипам анима и анимус. Существование этих двух архетипов можно объяснить наличием у мужчин женских гормонов, а у женщин – мужских. Данная пара архетипов прошла эволюцию за счет постоянного общения людей с противоположным полом. Так, в ее ходе многие мужчины приобрели женские качества, а женщины мужские.
Для гармоничного развития личности ни один из архетипов не должен преобладать над другим, иначе возникнут трудности с самореализацией. Другими словами женские гормоны в мужском организме должны функционировать наряду с мужскими и наоборот.
Теневая сторона человека
Юнг был одним из первых ученых, который уделил внимание тени человека. Как уже было сказано выше, тень – подавленные отрицательные качества личности. Она содержит в себе все то, что личность отрицает или не приемлет в себе. Например, агрессию, дурные сексуальные наклонности и пр.
Однако тот же архетип является источником для вдохновения и жизненной силы. Юнг говорил о том, что личности необходимо сначала познать свою тень, а потом управлять ей. В этом случае личность откроет для себя практически неиссякаемый источник сил и творчества.
Исходя из теории об архетипах, Юнгу удавалось более точно и грамотно расшифровывать сновидения пациентов. Также он отмечал, что архетипы имеют общее визуальное представление у всех культур, поэтому их можно часто встретить в живописи, мифологии.
Добавить комментарий
В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.