Самоуважение является важнейшим фактором, определяющим человеческую личность. В психологии существует множество терминов-заменителей, которые взаимозаменяемо используются для определения самооценки.
Самоуважение — это аффективная реакция человека на самого себя. Другими терминами, используемыми в качестве синонимов, являются, например: самоуважение, модель «Я» или самооценка. Самоуважение можно рассматривать как относительно устойчивое отношение к себе.
Что такое самооценка
Каждое отношение состоит из трех компонентов, поэтому в контексте самооценки говорится о компоненте:
- когнитивный — убеждения и мысли относительно «Я» и стандартов самооценки;
- эмоциональный — выражается в уровне уважения и любви к себе;
- поведенческий — поведение по отношению к самому себе, то есть степень удовлетворения;
- собственных потребностей, уровень самоуверенности в отношениях с другими, склонности к самореализации, способы самопрезентации и реакции на неудачи и стрессы.
Структура «Я» является наиболее обширной когнитивной структурой, которая характеризуется хронически повышенной доступностью памяти. В социальной психологии люди часто говорят об эффекте ссылки на «я», то есть о тенденции лучше запоминать информацию, относящуюся к их собственной личности, чем к другим людям, о чем свидетельствует эффект коктейльной вечеринки.
Понятие об автоматике
Американский психолог Хейзел Маркус ввел концепцию аутосхемизма в психологию. Аутосхема — это область «Я», в которой человек имеет четко определенные взгляды и богатые знания о себе. Автосхемы развиваются в областях, которые лично важны, потому что они отличают человека от других, определяют ценность человека и связаны со многими действиями, которые он предпринимает.
Вы можете говорить, например, об автосхеме мужественности или женственности. Психологи обычно выделяют 3 типа «Я», которые влияют на самооценку:
- «Реал» — реальная информация о предмете;
- Идеальное «я» — желания, надежды, стремления, мечты о том, каким человеком хотелось бы быть;
- «Я» — обязательное — убеждения об обязанностях, обязанностях и связях означает, каким должен быть человек.
Кроме того, можно говорить о независимом Я, который придерживается индивидуалистических культур и взаимозависимого я, популярного в коллективистских культурах, в котором акцент делается на членство в группах, и люди считают себя частью сообщества.
Самоуважение как самоисполняющееся пророчество
Психологи обращают внимание на причинно-следственную роль самооценки. Что это значит? Это означает, что чувство собственного достоинства действует как самоисполняющееся пророчество.
Когда человек имеет низкую самооценку, он склонен недооценивать вероятность успеха. Он не верит в свои способности, что выражается в меньшей вовлеченности и меньших усилиях в выполнении задач, что на самом деле приводит к снижению результатов и подтверждает и без того низкую самооценку.
Высокая самооценка соотносится с другими «хорошими» аспектами личности и социального функционирования, хотя эти корреляции довольно слабы и дополнительно усложняются другими переменными.
Люди с положительной самооценкой действительно видят себя в позитивном ключе, но это не значит, что люди с низкой самооценкой видят себя явно негативными. Исследования показывают, что их самооценка довольно нейтральна и, прежде всего, они неопределенны, изменчивы и внутренне непоследовательны. Неопределенность убеждений по этому вопросу объясняет часто наблюдаемый феномен большей пластичности людей с низкой, чем высокой самооценкой.
Высокая и низкая самооценка
Самооценка зависит от чувств вашей собственной личности. Самопринятие зависит от того, любишь ли ты безоговорочно, условно или даже ненавидишь себя. Самооценка формируется с малых лет, и родители являются основными создателями самооценки.
Основные источники самооценки:
- другие люди — опекуны, сверстники, педагоги, которые обеспечивают образцы поведения, способы обращаться друг с другом и выносить суждения о ребенке;
- социальные сравнения;
- опыт успехов и неудач;
- самостоятельная деятельность — работа над собой.
Неадекватная самооценка может быть результатом не только образовательного влияния, но и неадекватного самопознания. Человек может неправильно интерпретировать полученные сообщения о себе или не принимать во внимание его личность, например, сильные стороны, в своем анализе.
Неадекватная самооценка также может быть вызвана принятием неверных стандартов оценки — слишком высокой или слишком низкой. По полярности самооценки различаются люди с низкой самооценкой и высокой самооценкой, хотя на самом деле не существует чистых моделей такой самооценки.
Хотя самооценка приобретается в раннем детстве, она может быть улучшена, изменена и повышена. Изменение собственного имиджа не обязательно должно ограничиваться внешним видом, стоит изучить свой потенциал и узнать свои сильные стороны.
Решили,что есть проблемы с самооценкой? Обратитесь к нашим психологам!
Добавить комментарий
В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.