Как сделать ребенка послушным и самостоятельным?

Статья подробно расскажет о причинах детского непослушания, о том, чем является послушание на самом деле и предложит пошаговую программу развития этого качества, вплоть до высшей степени ответственности у ребенка.

Как сделать ребенка послушным и самостоятельным?
Оглавление

    Давно замечено, что у умных родителей не только более развитые, но и более послушные дети. Это объясняется тем, что умные родители не пускают этот процесс на самотек, а сознательно вырабатывают в своем ребенке привычку к послушанию. Но что делать, если ребенок непослушен? Как решить эту проблему?

    Что такое послушание?

    В первую очередь следует отметить, что послушание – это не черта характера, а привычка. У одних детей есть привычка не слушаться вообще никого, другие привыкли слушаться всех подряд, но нас интересует, чтобы дети слушались именно родителей. Здесь главенствующую роль играет рефлекс — тот же самый рефлекс, что и у собаки Павлова.

    Отсутствие такой привычки обычно связано с двумя факторами:

    • невыполнение обещаний;
    • неуверенный тон, которым даются указания.

    Проще говоря, когда родитель мямлит, что ребенку неплохо бы сделать то или другое, он будет поступать не по его воле, а по собственному усмотрению, и впоследствии, когда ему будет четко сказано сделать что-либо, он по привычке поступит по-своему.

    Точно также, если вы обещаете ребенку, что выбросите игрушки, если он не будет их убирать, но не делаете этого, ребенок автоматически усваивает, что его родитель – пустозвон и его угрозы не стоят ломаного гроша.

    Ребенок с игрушками

    Фото Shitota Yuri on Unsplash

    Таким образом вопрос послушания/непослушания зависит в основном от родительского авторитета. Наивно думать, что такой авторитет автоматически дается любому родителю, который занимает видное положение, финансово успешен и т.д. В семьях подобных родителей непослушных детей – пруд пруди. Не следует путать внутрисемейный авторитет с общественным.

    Следовательно, нужно работать над тем, чтобы стать авторитетом и в глазах ребенка. Разумеется, здесь многое зависит от возраста: повлиять на подростка сложнее, особенно матерям. Что же касается детей, то добиться послушания от них по силам любому родителю. Предлагаем вам пошаговую программу, которая позволит добиться этой цели.

    Пошаговая программа действий

    Наиболее эффективна эта схема действий по отношению к детям до 12 лет. Более взрослые дети более настроены на самовоспитание (или саморазрушение), а в родителях видят скорее друзей и помощников, поэтому стать в их глазах авторитетом «с нуля» в этом возрасте будет затруднительно.

    1. Подстройка

    Вначале нужно сформировать начальную стадию рефлекса. Ничего не приказывайте ребенку, за исключением того, что он сам любит делать, и тогда, когда он наверняка от этого не откажется.

    Например, если вы видите, что ребенок хочет поиграть, скажите ему, чтобы он сделал это. Если он хочет прочитать стихи – не дожидайтесь, когда он сделает это сам, и дайте ему соответствующий приказ. В скором времени у него сформируется рефлекс «приказ-действие».

    2. Приваживание

    Приваживание детей не отличается от приваживания животных. Для этого нужно взять контроль над чем-то, что ваш ребенок любит. Это могут быть какие-то лакомства или любимые развлечения. Не позволяйте им находиться в свободном доступе и контролируйте процесс их выдачи.

    Например, вы говорите: «Кто хочет сладенького, быстро подходите ко мне!». Как правило, ребенок моментально реагирует на это. Спустя некоторое время он привыкнет откликаться на ваши команды, зная, что получит за них поощрение.

    Ребенок с конфетами

    Фото Patrick Fore on Unsplash

    Очень важно, чтобы ребенок не думал, что он получит это позже, когда найдет время подойти: сообщите ему, что время уже прошло и нужно было прибегать тогда, когда звали. Таким образом можно привадить даже диких детей.

    3. Научите ребенка контролировать тело

    Кто не в состоянии подчинить себе свое тело, с трудом подчиняется и другим, и себе самому. Именно поэтому контролю собственного тела обучают везде, где нужна дисциплина, например, в армии. Поэтому научите ребенка владеть своим телом, отдайте в спортивную секцию, а дома следите за тем, чтобы он держал правильную осанку, правильное выражение лица и т.п. Неплохо подходят игры наподобие «Замри!».

    4. Научите ребенка договариваться

    Для того, чтобы он не превратился в несчастное капризное существо, его необходимо научить пользоваться разумом и устанавливать разумные отношения с другими. Поэтому учите ребенка договариваться уже в детсадовском возрасте.

    Обговаривайте все что можно, заключайте условия договора и следите за их выполнением. Пусть он поймет, что умение договариваться – это признак взрослого человека, который открывает большие возможности. Невыполнение же условий договора – признак малышей, которым никогда не будет доверено ничего стоящего.

    5. Не реагируйте на капризы

    Важно научить ребенка не только слушать ваши указания, но и прекращать действия, которые вам не нравится. В таких случаях дети пытаются преодолеть родительское вето с помощью истерик и надутых губ. Ваша задача – собрать волю в кулак и никак не реагировать на подобные действия.

    ребенок с фотоаппаратом

    Фото Markus Spiske on Unsplash

    Если ребенок упорствует, капризное поведение следует наказывать. У ребенка должен сформироваться рефлекс: капризы не только не дают результата, но и приводят к негативным последствиям (наказанию).

    6. Переходите от просьб к требованиям

    После освоения вышеизложенных пунктов необходимо добиться того, чтобы ребенок исполнял не только просьбы, но и требования, которые отличаются от первых большей жесткостью и не допускают невыполнения. Здесь важно начинать с немногого, постепенно увеличивая сложность и количество требований.

    Важно не перегибать палку, отдавая только те из них, которые:

    • разумны;
    • действительно могут быть выполнены ребенком;
    • не встретят критики со стороны окружающих.

    Добейтесь того, чтобы ребенок выполнял требования просто потому, что они были даны, а не потому, что он получит за них награду. Если он медлит с выполнением приказа, объясните ему, что это нужно делать сразу, а не потом и похвалите его, когда он это сделает.

    7. Обязанности

    Далее следует приучить ребенка к обязанностям, которые отличаются от требований тем, что они являются не разовым явлением, а систематическим, которое должно выполняться без напоминаний. Объясните ему, что свои обязанности есть у всех в доме, поэтому, если он хочет участвовать в семейной жизни на равных, то должен выполнять какие-либо задания.

    В этом случае также следует придерживаться постепенности: обязанности должны быть посильными. Проследите за тем, чтобы ребенок помнил о своих обязанностях, наказывайте его за их невыполнение и обязательно периодически хвалите, когда он их достойно выполняет.

    8. Взращивайте в ребенке самостоятельность

    Если вы успешно прошли предыдущие шаги, начинайте обучать ребенка разумной самостоятельности, которая заключается в самостоятельном выполнении более сложных требований. Например, скажите ему, чтобы он сам зашел к директору школы взять необходимую справку, сам позвонил в больницу и узнал, когда прием у стоматолога, сам проанализировал, каких продуктов в доме не хватает, сколько нужно денег на их покупку и приобрел их.

    Ребенок с картой

    Фото Annie Spratt on Unsplash

    Поначалу этот придется подкреплять частными подсказками, но впоследствии их будет становиться все меньше, и ребенок будет успешно справляться с этими и прочими задачами. Таким образом у него уже в раннем возрасте разовьется вкус к самостоятельной жизни. В идеале он должен быть способен уверенно прожить длительный срок без родителей, если они куда-то уедут.

    9. Ответственность – высшая степень послушания

    Теперь вы поручаете своему ребенку не просто важное, а ответственное дело, за которое придется расплачиваться как минимум ему самому, а то и всем. Например, вы можете доверить ему положить деньги в банк или (если есть такая возможность) взять с собой на работу и поручить какое-то дело, которое, в случае его плохого выполнения, будет иметь для вас последствия.

    Важно проследить, за тем, чтобы ребенок осознал, что в таком случае наказание неизбежно. Желательно, чтобы оно было всеобщим: детям часто легче перенести кару самим, чем видеть, что из-за их халатности страдают их близкие.

    В скором времени вы увидите, что ребенок понимает, что порой за проколы нужно платить и поэтому всегда тщательно продумывает и выполняет свои действия, отчитываясь об их результате.

    Когда он это освоит, вы сможете с гордостью сказать, что вырастили взрослого, самостоятельного и ответственного человека. И, улыбнувшись, вспомнить, что когда-то все начиналось с обычного приваживания пряниками и конфетами.

    Психолог Луговая Юлия
    Луговая Юлия Игоревна Психолог Стаж: 8 лет

    Мой подход подразумевает универсальность и гибкость, а также учет индивидуальных свойств личности. Я использую методы и разные подходы в зависимости от запроса клиента. Это помогает пациенту принять свои переживания, решить проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

    Добавить комментарий

    В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.