В жизни не раз приходится сталкиваться с оценкой своих слов, поступков или реакций. Люди анализируют поведение других людей и индивидуально оценивают личностей, кого-то поддерживая, а кого-то порицая. И иногда несогласие с чужими действиями и поступками приводит к критике.
Критика вызывает острую реакцию у любого неподготовленного человека. Приводит она к агрессии и злобе в адрес источника негативной оценки или к старту излишнего самоанализа.
Почему люди критикуют
Прежде чем реагировать и анализировать критику, нужно определить, кто и почему решил выразить свое мнение. Действительно ли стоит прислушиваться к негодующему – может быть, это просто человек, проходивший мимо, приобщивший критикуемого к числу «одинаковых» от скуки?
Разновидности критики
После установления причины критики необходимо понять, с каким видом этого явления пришлось столкнуться. Видов всего два: конструктивная и деструктивная.
Конструктивная критика – проще говоря, оценка «по делу». Конструктивные замечания основаны на рациональных условиях и фактах. Конструктивная критика является видом оценки действий личности, к которой лучше прислушиваться – по обыкновению своему именно это указывает на ошибки и высказывается от искреннего желания помочь и пресечь что-то неверное.
Деструктивная критика – оценка ложная, с большим эмоциональным оттенком, в основном без знания дела. Деструктивные замечания обычно даются на основе личной неприязни. Они вовсе не помогают стать лучше или исправить что-то, но часто приводят к склокам и скандалам.
Ярким примером различия критики может служить простое недовольство опозданиями:
- «Я недоволен твоими опозданиями, ведь каждый пропущенный час не позволяет тебе выполнить n-ное количество важных дел, постарайся быть более пунктуальным» – скажет шеф и будет конструктивен.
- «Я недоволен твоими опозданиями, потому что бездарный сотрудник вроде тебя не должен опаздывать, еще раз – и уволю» – скажет шеф, и выразит лишь свое эмоциональное настроение, которое никак не поясняет суть дела и недовольства.
Так случилось, что не каждый собеседник способен грамотно формулировать свою критику, и не всегда то, что должно быть конструктивным, выходит таковым. Потому на любое высказывание в свой адрес нужно уметь верно реагировать. Конечно, выводы о том, стоит ли прислушиваться к тому или иному замечанию, каждый выносит самостоятельно.
Как правильно воспринимать критику в свой адрес
Вот несколько советов, которые помогут адекватно оценить ситуацию и правильно отреагировать на негативную оценку своих действий:
- Будьте готовы к критике. Любая ситуация двояка, каждое действие несет ряд последствий. Даже при самом добродетельном поступке обязательно найдется тот, кто осудит. Нужно быть готовым к этому и сохранять элементарную уверенность в себе.
- Нужно мыслить позитивно. Неужели действительно так важно, кто и что думает по поводу какого-либо поступка? Важно оставаться на позитивной волне: к конструктивному замечанию можно с улыбкой прислушаться, злостную обиду стоит проигнорировать.
- Сохранять спокойствие. Нельзя позволять себе ощущать злобу. Возникает напряжение? Необходимо тут же его устранить, отвлечься.
- Не проявлять агрессию. Не надо «опускать» себя ниже в надежде на снисхождение. Необходимо мыслить взросло, разумно, внимательно выслушивать все, что будет сказано: только так полученную информацию удастся здраво проанализировать.
- Не бояться защищать себя. Не стоит сразу принимать роль виноватого. Иногда важно отстоять верность своих действий. Порой стоит даже отложить разговор на потом, чтобы собрать аргументы или переосмыслить ситуацию.
Пожалуй, главное в принятии критики – не развивать конфликт после поступления замечаний. Понять, проигнорировать – дело каждого. Конфликтную ситуацию на основе непонимания или обиды разрешить будет куда сложнее. И не стоит забывать про эффект зеркала. Будете конструктивны вы – будут конструктивны в ответ.
Добавить комментарий
В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.