Конфликты на работе

Статья на тему конфликтов на работе. Почему они появляются, плохо ли это для руководителя? Обо всем этом узнаете из нашей статьи.

Конфликты на работе
Оглавление

    Конфликт — неотъемлемая часть человеческих отношений, но только не на работе. Любой бизнесмен скажет вам, что одной из главных производственных проблем является конфликт между сотрудниками. Например, если два руководителя подразделений столкнулись между собой в борьбе за власть, то их конфликт влияет на всю организацию.

    Для любой компании это чревато понижением производительности труда сотрудников и, как следствие, большими финансовыми потерями. Ключом к успешному бизнесу является умение поддерживать в коллективе благоприятный психологический климат.

    Чем вызваны конфликты на работе?

    Лучший способ решить любую проблему — понять ее основную причину. Что касается темы нашего разговора, то все причины конфликтов на рабочем месте можно условно разделить на три категории.

    • Не сошлись характерами. Ни для кого не секрет, что личность каждого члена коллектива уникальна. Некоторые сотрудники ценят в отношениях прямоту и конфронтацию, в то время как другие более сдержанны и предпочитают подходить к решению вопросов достаточно осторожно. Когда эти различия в характерах не принимаются и не учитываются, то между сотрудниками неизбежны столкновения. Со временем такая ситуация естественным образом перерастает в конфликт.
    • Конкуренция. Когда сотрудники чувствуют, что в игре против своих коллег они выступают с нулевой суммой, то непременно возникает враждебная среда. Чтобы продвигать свои собственные планы, некоторым сотрудникам приходится соревноваться, а иногда даже саботировать и опережать друг друга, что, безусловно, приводит к болезненным чувствам и конфликтам.
    • Разные ценности. В современном поликультурном мире нередки ситуации, когда внутри одного коллектива работают люди, обладающие совершенно различными наборами ценностей. Когда эти ценности недостаточно понятны или вовсе не принимаются, возникает почва для разногласий.

    Несмотря на то, что возникновение конфликта может быть спровоцировано целым рядом факторов, тем не менее самая главная причина противостояния между сотрудниками заключается в неумении находить общий язык. Ни одна из вышеперечисленных причин по своей сути не является плохой.

    люди на работе

    Фото Icons8 Team on Unsplash

    На самом деле, конкуренция, различия в характерах или культурных предпочтениях – это преимущество для компании, нужно только умело этим пользоваться. Конфликты возникают именно в тех компаниях, где между сотрудниками не налажены коммуникативные связи. Не умение сотрудников правильно общаться может сильно подорвать психологический климат внутри команды.

    Управление посредством налаживания связей

    К счастью, общение является самым главным фактором предотвращения конфликтов на работе. Если конфликт сравнивать с трением, то коммуникативные связи в этом процессе будут играть роль смазки, которая уменьшит его силу.

    Задача грамотного руководителя состоит в том, чтобы вовремя выявить различия в характерах и предпочтениях членов своей команды, это позволит своевременно предотвратить возникновение конфликтов. Вот более пристальный взгляд на этот процесс:

    1. Установите определенные правила. Управление конфликтами в первую очередь начинается с определения соответствующего поведения. Это может показаться слишком простым и даже ненужным, но многие руководители не раз попадались в эту ловушку! Никогда не рассчитывайте на то, что ваши сотрудники сами знают границы дозволенного, так как некоторые из них, возможно, пришли к вам в компанию из тех организаций, где нездоровое поведение считалось нормой. Поэтому вам придется раз и навсегда разъяснить своим сотрудникам, какое поведение терпимо на рабочем месте, и какое – совершенно неприемлемо в вашей компании.
    2. Используйте инструменты для коммуникации. Одним из основных инструментов является прежде всего определение коммуникационной политики компании.
    3. Будьте активны. Учитывая наши знания о причинах конфликтов, было бы глупо оставить их без внимания. Не поленитесь и потратьте время, чтобы определить имеющиеся различия в характерах и культурных предпочтениях членов вашей команды. Проанализируйте состояние психологического климата в коллективе и определите слабые места. Важно найти те из них, где конкуренция может быть нездоровой. Своевременно выявленные причины помогут избежать многих серьезных проблем не только в коллективе, но и в бизнесе в целом. Как вариант, включите в план работы компании несколько совместных мероприятий, которые помогут сплотить сотрудников. Для того, чтобы члены команды могли поделиться друг с другом своими интересами, дайте им возможность высказываться и обсуждать свои личные убеждения и предпочтения.
    4. Постарайтесь вникнуть в ситуацию. Когда возникает конфликт, важно примерить на себя «шкуру» каждого участника столкновения. Что его мотивирует? Каковы его цели в этом конфликте? Что он хочет получить от этого столкновения? Если ваши сотрудники намеренно саботируют продажи друг друга, найдите время, чтобы разобраться в причинах этой нездоровой конкуренции. Возможно, все дело в том, что они уверены, что несут ответственность за один и тот же сегмент рынке. В этом случае найдите возможность справедливо разделить их сферы влияния, тем самым устранив назревающее противостояние. А, может, причина конфликта в том, что ваш сотрудник чувствует себя недооцененным? Выход простой – дайте ему больше возможностей для признания и развития.
    5. Оцените возможную пользу конфликта. Ваша роль руководителя заключается в том, чтобы вовремя определить, является ли данный конфликт нормальным и естественным, или же он нуждается в решении. Необходимо понять и принять для себя тот факт, что не все конфликты плохие и требуют немедленного вмешательства. Создайте в коллективе такую атмосферу, чтобы ваши сотрудники понимали – здоровое соперничество между членами команды будет только приветствоваться.
    6. Конфликт как возможность понять интересы оппонента. Наличие разных мнений и интересов можно использовать как возможность для обеих сторон понять друг друга. Любая организация, стремящаяся полностью уничтожить конфликты, создает атмосферу, лишенную личностного роста или творчества. Акцентируйте свое внимание на здоровых и позитивных моментах конфликта. Четко обозначьте своим сотрудникам, какой конфликт является приемлемым или неприемлемым, а также позвольте им самостоятельно найти способ перевести данное соперничество в здоровое русло.

    Главное правило руководителя, который желает сохранить в своем коллективе благоприятный психологический климат – не забывайте общаться! Пусть ваши коллеги знают, как вы оцениваете их действия. Более того, попытайтесь понять мотивы их поступков, убеждения и взгляды на жизнь, относитесь объективно к обеим сторонам конфликта.

    разрешение конфликтов на работе

    Фото Brooke Lark on Unsplash

    Понятно, что слабое место любого конфликта — это непонимание, причиной которого являются недостаточное общение и плохо налаженные коммуникационные связи. Устраните эти недостатки, и в вашем коллективе наступит благоприятная психологическая атмосфера, а, следовательно, здоровая рабочая среда.

    Польза интрасети

    Наладить коммуникационные связи в коллективе поможет интрасеть. Доказано, что хорошо работающая корпоративная интрасеть является одним из самых мощных инструментов улучшения связей между сотрудниками компании.

    Интрасеть обеспечивает платформу для коммуникационных связей. Хотите, чтобы все понимали, какое поведение приемлемо? Ваш генеральный директор может сделать персональное сообщение, которое будет передано каждому сотруднику, включая даже удаленный персонал. Нужно строить корпоративную культуру команды. Ваша интрасеть позволит настраивать групповые страницы и чаты, где личные убеждения и мнения могут регулярно обсуждаться, тем самым создавая платформу для единой корпоративной культуры.

    Прислушайтесь к нашим рекомендациям и создайте в коллективе благоприятную атмосферу. В результате вы получите более высокую производительность труда членов своей команды, которая, безусловно, положительно отразится на доходах компании.
    Психолог Луговая Юлия
    Луговая Юлия Игоревна Психолог Стаж: 8 лет

    Мой подход подразумевает универсальность и гибкость, а также учет индивидуальных свойств личности. Я использую методы и разные подходы в зависимости от запроса клиента. Это помогает пациенту принять свои переживания, решить проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

    Добавить комментарий

    В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.