Сепарация от родителей: как взрослеют дети?

Статья на тему сепарация от родителей: как взрослеют дети? Стадии сепарации, а также как выглядят незавершенная и завершенная сепарации.

Сепарация от родителей: как взрослеют дети?
Оглавление

    Сепарация от родителей — естественный процесс взросления. От рождения до восемнадцати лет ребенок постепенно отделяется от родителей, приобретает независимость.

    Стадии сепарации

    Фаза №1. До трех лет.

    Уже после рождения ребенок самостоятелен во многих вещах. Беззащитного малыша родители хотят уберечь от возможных бед. Они пытаются делать какие-то дела за ребенка. Но наступит время, когда ребенок не захочет есть с ложечки и попытается сделать это сам.

    Не стоит винить за неаккуратность и пытаться ускорить процесс, лучше дать малышу почувствовать радость самостоятельности.

    Фаза №2. Кризис трех лет.

    Ребенок все хочет делать сам. Он верит, что достаточно вырос и способен делать все без родительской помощи. Приходит отделение себя от матери. Трехлетний человек может определить и ограничить собственное пространство, показывать желания. Он многое умеет делать, родителям нужно поощрять такие инициативы.

    Родителям нужно понять, что малыш достаточно взрослый, чтобы обходиться без их постоянной опеки. Если он не справляется со своим занятием, можно мягко предложить помощь, но не пытаться решать его проблему самому.

    ребенок 3-х лет

    Фото Ben White on Unsplash

    Не нужно лишать ребенка самостоятельности, пусть он сам принимает решения, гиперопека и попытки сделать все за него, могут вызвать агрессию и скандал. Ребенок должен получить необходимую свободу.

    Фаза №3. Возраст от четырех до семи лет.

    Ребенок попадает в общество и учится выстраивать отношения и границы с чужими людьми. Он обретает новые интересы и друзей. Играть со сверстниками теперь интереснее, чем проводить время с семьей, а родители часто становится помехой, прерывая игры на самом интересном месте.

    Благодаря играм ребенок учится тому, что будет нужно ему во взрослой жизни. Он учится вести себя в социуме, и тогда появляются новые проблемы. Нужно позволить ребенку решать их самому. Например, конфликт с приятелями. Не стоит вставать между детьми, примиряя их, пусть ребенок попробует помириться с товарищем самостоятельно.

    Фаза №4. От семи до двенадцати лет.

    В учебное время сепарация усиливается. Ребенок начинает отстаивать право на личное время и пространство. Не стоит заставлять его учиться “из-под палки”, навязывать различные секции, кружки. Нужно позволить ему самостоятельно сделать свой выбор, от родителей требуется минимальная помощь и ненавязчивый контроль.

    Постоянные звонки с целью контроля выполненных уроков, приема пищи, нахождения ребенка, только приведут к скандалу, так как это нарушение личного пространства человека. Лучше договориться, чтобы он сам звонил, обозначьте необходимые для звонка ситуации.

    ребенок 10 лет

    Фото Hunter Johnson on Unsplash

    Он уже сам выбирает себе окружение и интересы, родители становятся все дальше. Они могут мягко указывать направления, давать советы с высоты своего опыта или рекомендации. Но командование и давление авторитетом — не лучший способ наладить отношения с ребенком. Если он совершил ошибку, можно провести расследование и разобраться в том, что произошло. А исправлять ее он будет сам.

    Фаза №5. Подростковый возраст.

    Это наисложнейший этап отделения для всей семьи. Человек в подростковом возрасте старается полностью отделиться от мамы с папой. Он требует того, чтоб его признали взрослым и самостоятельным. Если в процессе взросления родители давали ребенку личное пространство и право выбора, то подростковый период не будет таким тяжелым, каким его считают многие.

    В обратном случае, если ребенка не признавали как отдельную личность, воспитывали в режиме тотального контроля и навязывали свое мнение, то тяжело придется всем. Подросток будет всеми возможными и невозможными способами бунтовать против родительского контроля, доказывая свою взрослость и самостоятельность.

    Фаза №6. Последний этап.

    Если все эти фазы прошли успешно и вовремя, то приблизительно в восемнадцать лет у человека появится нормальное желание стать полностью независимым от семьи. Он приобретет независимость.

    • Эмоциональную — он не связан с эмоциями родителей и испытывает собственные.
    • Материальную — он сам себя обеспечивает.
    • Ценностную — человек сформировал собственное видение мира, которое не обязательно схоже с картиной мира родителей.
    • Функциональную — он может жить без родителей и быть ответственным ответственный за принятые решения.

    Как выглядит незавершенная сепарация

    • Человек обижен, зол, чувствует вину или даже ненависть по отношению к своей семье.
    • Надеется, что семья будет заботиться о нем во взрослом возрасте и вернет все, чего не хватало в детстве.
    • Постоянно проводит время с семьей. Регулярно, почти каждый день, созванивается с ними, советуется, требует участия в своей жизни.
    • Смешанные чувства по отношению к родителям. Человек одновременно хочет жить независимо, а с другой стороны получать от родителей заботу и прочие блага.
    • Человек хочет полностью порвать связь с родителями и уехать подальше от дома.

    Как выглядит завершенная сепарация

    • Человек не зависит от мнения других людей.
    • Он умеет отказывать, не чувствуя себя при этом виноватым.
    • Получает отказы на свои просьбы без чувства обиды.
    • Поддерживает сильную связь с родными, при этом сохраняя свою независимость во мнении.
    • Финансово себя обеспечивает.
    • Озвучивает свои мысли при родственниках. Не видит проблемы в несхожести картины мира.

    Если человек вовремя не отделился от семьи, то это превращается в привычку. И в дальнейшем отделиться от них намного сложнее. Такие люди создают сложности и себе, и родителям, вынужденным тянуть на себе сорокалетнее дитя.

    Психолог Луговая Юлия
    Луговая Юлия Игоревна Психолог Стаж: 8 лет

    Мой подход подразумевает универсальность и гибкость, а также учет индивидуальных свойств личности. Я использую методы и разные подходы в зависимости от запроса клиента. Это помогает пациенту принять свои переживания, решить проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

    Добавить комментарий

    В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.