Обожаете читать детям истории о Золушке, Иване-царевиче, красавице и чудовище? А ведь далеко не все сказки несут в себе здоровый посыл, многие истории могут серьезно навредить ребенку, который еще не способен к критическому мышлению.
Мы говорим не только о сценах насилия, которыми изобилует народное творчество. Мы говорим о мотивации любимых персонажей, их философии, образе жизни. Что не так с вечной классикой?
Очевидная пропаганда гендерного неравенства
Присмотритесь внимательнее к женским и мужским персонажам. Мужчины в сказках всегда глупые, бесхитростные, но храбрые и воинственные. Они сражаются с чудовищами, алчными магами, драконами, Бабой Ягой, а в награду получают царство и принцессу.
Участь девушек вообще незавидная – сидеть в башне и ждать спасителя, втихую перебирать крупы и плакать в золу, прибираться в доме гномов, прясть пряжу для всего королевства или рожать наследников. Девушки не могут взять жизнь в свои руки, заявить о своих чувствах и правах. Они должны терпеть, «прислуживать» окружающим, за что в будущем им обещают награду в виде королевской свадьбы.
Наслушавшись таких историй, маленькие девочки привыкают занимать пассивную жизненную позицию, подчиняться сильным и не всегда адекватным людям, молчать в тряпочку, стыдиться своих амбиций. Это приводит к повышенной тревожности у ребенка, неспособности сказать «нет», защищать свои границы. А потом мы удивляемся, почему женщины выбирают роль домохозяйки, не стремятся к развитию, молчаливо сносят агрессию и насилие со стороны партнера.
Идея существования мифической второй половинки
Большая часть сказок (особенно для девочек) – рассказы про внеземную любовь, которую напророчили гадалки. Финал таких историй однотипный – свадьба, дети, «жили они долго и счастливо». При этом ради любви героям приходится через многое пройти и многим пожертвовать – терпеть истязания мачехи, сражаться с драконами и злыми ведьмами, отправляться в приключения через страшные леса и болота.
В детских сказках всегда много драмы и надрыва, но зачем? Чтобы внушить ребенку, что за счастье нужно заплатить слезами и кровью, что человек не может любить взаимно и без трагедии?
В итоге ребенок вырастает, но паттерн закрепляется: любовь считается ненастоящей, если оба вдоволь не настрадались. В классических сказках отсутствует пример здоровой любви между мужчиной и женщиной, есть несуществующий идеал, безумная страсть, но нет понятия «строить отношения». История обрывается на свадьбе, после чего магия улетучивается.
Возможно, поэтому в реальном мире так много разводов – люди ищут идеальную вторую половинку, а не реального человека, они жаждут шквала эмоций и страстей, тогда как настоящая любовь тихая и не требует ходить по лезвию ножа.
Вера в судьбу, удачу, что придет кто-то сильный и спасет
Никогда не думали, почему главный герой такой несамостоятельный? В сказке он является пешкой в руках судьбы. То и дело находятся люди, которые предсказывают ему будущее, наделяют его большой силой или отбирают ее. А еще там есть ведьмы, гномы, странные прохожие, которые знают ответы на любые вопросы и могут вовремя дать подсказку, распутав клубок проблем.
Герою не нужно думать самому, за него все уже решили. Он может не напрягаться, сидеть на печи и ждать чудо – щедрую щуку, охотников в лесу, волшебное зернышко, мудрую сову, скатерть-самобранку, которые не только спасут его от гибели, но и подарят все, о чем он мечтал.
Подобная философия рождает в ребенке уверенность, будто человек не управляет своей жизнью, а значит, можно снять с себя всякую ответственность. Дети учатся незрелому поведению – ждать у моря погоды, полагаться на авось и не думать о последствиях своих действий. Зачем? В любой момент появится фея, которая решит проблему взмахом волшебной палочки. Можно сидеть у окна и ждать принца или довериться первому встречному шарлатану за пригоршню монет. От тебя ничего не зависит.
Родители – святые люди, с их мнением нельзя спорить
Раньше с помощью сказки ребенку внушали уважение к маме с папой, учили его прислушиваться к их наставлениям и советам. Логика проста: взрослые прожили жизнь, значит, они более опытные, все знают и никогда не ошибаются.
Проблема в том, что не все родители являются идеальными примерами для подражания. Многие взращивают в детях уйму комплексов, страхов и негативных чувств (вина, стыд, гнев, обида), насаждают ошибочное мировоззрение, не считаются с чувствами и желаниями ребенка. Даже в сказках родители совершают глупости – продают детей, выдают насильно замуж за первого встречного, запирают в башне, дают невыполнимые поручения.
Что выносит ребенок из этих историй? Что на близких нельзя положиться, что рядом с родителями небезопасно – тебя в любой момент околдуют, проклянут, предадут, обрюхатят. А ведь до 7 лет мышление человека некритическое, дети не различают фантазии и реальность, они все проецируют на себя. Это рождает в них внутреннюю тревогу: вдруг от них захотят избавиться? Кроме того, сказка учит принимать любое родительское решение как истину, даже если оно может серьезно навредить, что в корне неверно.
Принуждение – это нормально! Послушание — главная добродетель
Данная идея плавно вытекает из предыдущей. В классических сказках популярны сюжеты, когда главным героям выдвигают жесткие ультиматумы, угрожают их жизни и благополучию. Юных царевичей шлют через болота и леса за тем, что существует только в легендах, обрекая их на верную погибель. Женщин женят против их воли на стариках, жабах, собственных отцах, игнорируя слезы и мольбы.
Также их вынуждают жертвовать своей красотой и счастьем, отрезать себе руки и волосы, чтобы доказать свою преданность семье. Как видите, в сказках процветает насилие и шантаж, при этом герои не имеют права оспаривать принятое решение, перечить воле родителей, жить так, как хочется. Если они ослушаются – их ждет катастрофа.
Чему учит такой сюжет? Быть кроткой овечкой, которая не имеет права на собственное мнение, говорить «нет», отстаивать себя. Сказки поощряют угодливое поведение, привычку считаться с неадекватными требованиями окружающих и молчать в тряпочку. Дети, воспитанные на примере таких героев, будут бояться проявить себя, говорить вслух о своих желаниях, вырастут ведомыми и несамостоятельными людьми. Их отношения с миром будут строиться на манипуляциях и бессмысленных жертвах.
Что же читать ребенку? То, что не навредит его мышлению, по возможности сопровождая рассказ пояснениями, приобщая ребенка высказывать свое мнение относительно поступков героя. Почему он так себя повел, как можно было решить проблему другим способом, нормальная ли у него семья? Поощряйте детей к диалогу, развивайте в них критическое мышление – это действительно важно.
Добавить комментарий
В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.