Миновав лес, группа туристов остановилась у высокого обрывистого берега. Сосны с наполовину обнаженными корнями почти висели над обрывом, далеко внизу извивалась речка. Придерживаясь за стволы и ветви кустарника, все подошли ближе. Только один юноша быстро отступил назад и, побледнев, опустился на землю спиной к обрыву. Нет, он не был трусом. Напротив, во всем другом он мог бы поспорить с признанными смельчаками группы. Но только во всем, что не касалось высоты. Любое высокое место вызывало у него буквально панический страх, и он, прекрасно понимая всю его нелепость, никак не мог преодолеть эту боязнь. Отличный пловец и лыжник, он под различными предлогами избегал прыгать с трамплина. Но если бы только это! Он старался не выходить на балкон, не смотрел вниз из открытых окон. Юноша никому не рассказывал о своей особенности и, считая себя каким-то нравственным уродом, мучился втайне. А жаль! Если бы он обратился к врачу-психоневрологу или психиатру, то узнал бы, что подобные страхи, или, говоря научным языком, фобии, — явление не такое уж редкое.
Подробнее о страхах
Страхи, постоянная боязнь чего-то, иногда самого обычного, могут длиться недолго, а могут растянуться на годы. Это зависит от индивидуальности личности и окружающих обстоятельств. Общее заболевание, психическая травма, переутомление иногда вновь воскрешают фобию, от которой, казалось, человек давно избавился.
Навязчивые страхи острее возникают на фоне утомления, в связи со снижением тонуса коры головного мозга. У людей, страдающих неврозом навязчивых состояний, нарушены нормальные взаимоотношения между корой головного мозга и его подкорковой областью. Контролирующая, сдерживающая роль коры ослабевает, а в подкорке преобладают процессы возбуждения.
В подкорковой области заложены центры, ведающие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Поэтому возбуждение подкорки связано с бурными вегетативными реакциями: человек резко бледнеет или краснеет, покрывается потом, испытывает стеснение в груди, ему становится дурно, его тошнит. «Буйство подкорки» в момент переживаемого страха захлестывает, перекрывает влияние коры.
Именно потому в этот момент и утрачивается способность овладеть собой, взять себя в руки. Самоанализ, критическая, подчас очень мучительная оценка собственного поведения, приходит несколько позже. Однако, понимая всю беспричинность своих переживаний, человек ничего не может с собой поделать и при очередном приступе страха ведет себя так же.
Своего рода ритуалы
Навязчивые страхи часто связаны и с навязчивыми действиями или движениями, своего рода ритуалами. Где-то в истоках эти действия, как и сам страх, могут иметь известный смысл. Но, как и страх, они этот смысл утрачивают, превращаясь из рациональных в карикатурные, вычурные, а подчас и просто нелепые. Допустим, человек, боящийся пожара, не может уйти из дома, не обойдя все комнаты определенное число раз; страдающий фобией загрязнения намыливает руки определенное число раз.
Между содержанием фобии и ритуалом может и не быть никакой логической связи. Так, человек, мучимый страхом внезапной смерти, каждые четыре часа поворачивается вокруг себя, страдающий страхом заболеть бешенством каждый вечер с помощью особого устройства подвешивает свою одежду к потолку.
Эти придуманные каждым для себя ритуалы носят защитный характер, воспринимаются как своего рода заклинание. Хотя к ним человек тоже относится критически, но избавиться от них не в силах и, понимая всю нелепость своего поведения, все же неизменно выполняет эти действия, ибо только таким путем обретает на время какое-то успокоение.
Почему? Сам больной иногда не в силах это объяснить. Но врачу защитный характер ритуала понятен. Это не что иное, как отвлекающее действие, создание в коре головного мозга нового очага возбуждения.
Защитный характер
Такую защиту человек находит слепо, инстинктивно. Но он может создать себе защиту сознательно, причем защиту разумную, рациональную, не требующую тайны, не заставляющую стыдиться, а главное — гораздо более надежную.
Увлечение интересным делом (лучше всего — требующим мышечного напряжения: спортом, ручным трудом) создает в коре головного мозга мощный очаг возбуждения, который в состоянии конкурировать с «больным пунктом», способствовать активизации коры и установлению нормальных взаимоотношений с подкоркой.
Советы для ближайшего окружения
- Не надо пугаться возникшей фобии, но не надо и культивировать ее, поддаваться ей. В борьбе с этим состоянием многое зависит от самого человека, но многое — и от его окружающих, в первую очередь семьи, близких.
- Людей, страдающих фобией, нельзя упрекать в безволии, трусости.
- С пониманием и чуткостью следует отнестись и к замеченным ритуалам.
- Правильное отношение окружающих к внешне смешным и нелепым ритуальным действиям помогает страдающему фобией преодолеть свой ложный стыд, раскрыться, рассказать о сути своих переживаний.
- Злая насмешка или напрасные упреки способствуют стремлению скрывать даже от самых близких свое состояние, никому о нем не рассказывать, пытаться (обычно тщетно!) преодолеть навязчивый страх собственными силами.
- Велика роль семьи и при ином отношении человека к своим навязчивым страхам — чрезмерной фиксированности на них, тенденции искать у себя тяжелое заболевание. Такие больные иногда не доверяют врачу, не хотят выполнять его советов.
Добавить комментарий
В комментариях ваш e-mail не будет опубликован.