Адрес: Санкт-Петербург, Захарьевская, 29

e-mail: info@psyocentr.ru

Телефон: 8 (812) 921-34-61

Домой Блог В каких случаях ребенку требуется помощь психолога?

В каких случаях ребенку требуется помощь психолога?

Понятие о работе детского психолога. Сферы деятельности данного специалиста, причины рождения личностных конфликтов у детей, методы работы психолога с детьми.

Психология — сравнительно молодая наука, зародившаяся на базе философского учения. Важная доктрина призвана помочь человеку выразить основные (витальные) потребности, осознать значение собственного существования, стать независимым и счастливым.

Детская психология — отдельная дисциплина, изучающая этапы взросления детей, основы физиологического и патологического душевного развития. Психолог данной специальности способен проникнуться личностью ребенка, помочь ему разобраться в чувствах, проработать волнующие ситуации, дать возможность для дальнейшего внутреннего роста и развития.

Рождение личностных конфликтов

Дети — «чистые», искренние создания, верящие в красоту, ищущие любовь, понимание и добро. Становясь старше, малыши постепенно осознают, что мир полон не только светлых, радужных, но и темных сторон. Сталкиваясь с неприятностями, крохи впадают в состояние фрустрации (несоответствие желаниям и возможностям).

В результате возникают конфликтные социальные ситуации, которые, при неадекватном поведении взрослых приводят к возникновению отчуждению детей и родителей.

Основные потребности ребенка

  • Быть, безусловно, принятым. Большинство взрослых любят своих детей, однако, при неповиновении и шалостях выступают с жестокой критикой в их адрес. После ссоры, мамы или папы обижаются на малыша, начинают наказывать его физически, избегают близкого эмоционального общения. Ситуация усугубляется, если ребенок находится в подростковом периоде.
  • Быть, безусловно, любимым — значит быть принятым и желанным в любой ситуации. Неправильные поступки и дела обязательно должны быть обсуждаемы и подвергаться критике. Наказанием за плохое поведение может быть лишение игры на компьютере, приставке, запрет на просмотр телевизора, покупку новой игрушки. Лишение эмоционального контакта с близкими родственниками, тактика игнорирования отдаляет ребенка от родителей, вносит негатив в семейные отношения;
  • чувствовать себя защищенным;
  • иметь право на личное мнение;
  • находится в социуме. По мере взросления, социальные контакты ребенка увеличиваются. Родители имеют возможность выбирать детский сад, школу, соответственно своим интересам и требованиям, однако подбирать себе друзей, малыш способен самостоятельно. Если мамы и папы негативно относятся к товарищам ребенка, необходимо объяснить точные причины своим чувствам.

При нарушении жизненных потребностей, со стороны взрослых, карапуз чувствует бессилие. В результате необоснованных запретов, возникают гнев, внутренняя агрессия, глубокое чувство вины.

Как попадают в кабинет психолога?

Сегодня, детские психологи трудятся во многих государственных и частных учреждениях. Получить консультацию специалиста можно в детском саду, школе, социальном центре. Как правило, детей приводят взрослые. Возможные причины обращений:

  • девиантное или делинквентное (антиобщественное) поведение. Поступки ребенка могут быть разнообразными: агрессивное поведение в кругу сверстников, воровство, поджоги, вандализм и др. Часто, в кабинет психолога попадают ребята, числящиеся на учете несовершеннолетних;
  • трудная адаптация в детском саду, школе;
  • агрессия по отношению к собственному организму. Мальчики и девочки, испытывающие склонность к само терзанию часто проецируют психосоматические симптомы (удушье, недержание кала и мочи, отказ от еды и питья);
  • отсутствие эмоционального контакта между ребенком и родителями, сопровождаемое систематическими ссорами и скандалами;
  • гиперактивность, плохая успеваемость в школе;
  • фобии с паническими атаками;
  • вредные привычки, не поддающиеся самостоятельному разрешению (откусывание ногтей, волос, детский онанизм, неврозы навязчивых движений);
  • отсутствие нормальных социальных связей. Наличие количества товарищей тесно связано с мироощущением ребенка. Потребность в общении со сверстниками зависит от ряда факторов: особенности темперамента, психотипа (интроверт, экстраверт, амбиверт), характера, интеллекта. Не всякому ребенку необходима многолюдная компания, однако каждому для нормальной жизни, необходимо уметь вступать в социальные контакты, отстаивать права, не нарушая при этом интересы окружающих;
  • травмирующие ситуации. Душевный отпечаток могут нанести смерть близкого человека или животного, развод родителей, стихийное бедствие, катастрофа, акт физического или психологического насилия.

Нейропсихологи и детские психологи детских садов и школ помогают развить когнитивные функции (внимание, память, мышление, праксис).

Инструменты психолога

Психологи и психотерапевты должны систематически повышать базовые навыки. Изучая специальную литературу, проходя обучения на семинарах и мастер-классах, специалист обучается новым техникам, которые в дальнейшем применяет в практике.

детский психолог
Детский психолог

Для выявления проблем у ребенка используют специальные тесты и опросники. По возможности, в терапевтическую работу включают всех членов семьи. В зависимости от желания и потребностей ребенка, психолог вводит юного клиента в работу в группе сверстников.

Методики, применяемые в терапии:

  • игра — является важным составляющим жизни маленького человека. В процессе занятий, психолог узнает о наличии внутренних проблем крохи, помогает ему встретится с ними, решить ситуацию доступными средствами;
  • экспрессия. Выражение эмоций происходит с помощью живописи, песочной терапии, лепки из глины, теста, пластилина;
  • обучение через сказку. Во время занятий, дети получают возможность войти в таинственный мир, сразится со злыми существами, обрести силу и уверенность, вернуться в обыденную жизнь. Сказкотерапия развивает воображение, мышление, скорость реакции, память. При проведении групповых занятий, малыш получает важный социальный контакт, учится выражать свои чувства в коллективе.

Устранять психологические проблемы, помогают уроки музыки, танцевальные техники, релаксации, массаж, дыхательные упражнения.

Обращаясь к психологу, необходимо быть готовым к собственному личностному изменению. Если у ребенка существует проблема, родители — важные люди, имеющие возможность реальной помощи при преодолении его жизненных преград.

Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сетях, и Вы поможете нашему проекту развиваться!

Содержание данной публикации представлено только в ознакомительных целях. Эта информация ни в коем случае не предназначена для постановки диагноза или замены работы квалифицированного специалиста. Для этого рекомендуем обратиться к надежному специалисту.

В каких случаях ребенку требуется помощь психолога?
1 087 Читатели
Читать